Марина Суздалева Весна вступает в свои права. возвращаются домой из теплых...
Регина Елисеева
Проект «Я познаю мир»
Паспорт проекта «Я познаю мир»
Вид проекта Краткосрочный, групповой
Познавательно-творческий
Разработчики проекта Елисеева Р. А. - воспитатель
Цель проекта:
Сроки реализации проекта 09.01.2017 – 09.02.2017
Этапы реализации проекта Подготовительный – определить участников, наметить план работы, подобрать формы работы и методическую базу.
Основной – проведение мероприятий согласно выбранному плану.
Заключительный – организовать выставку детских энциклопедий и творческих работ детей по теме проекта; проведение итогового мероприятия «Очевидное-невероятное»; презентация проекта в ДОУ. Оформление документации.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы № 2, родители.
Ожидаемые результаты
Развитие творческого воображения;
Повышение интереса к книгам, пропаганда семейного чтения;
Пополнение библиотеки группы энциклопедиями и познавательными журналами, художественной литературой о природе.
Актуальность и краткая аннотация проекта.
На Земле обитают тысячи различных живых существ. Некоторые из них гиганты, такие как голубые киты, слоны, баобабы, кедры и дубы, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки, водоросли, мхи, грибы и бактерии. Среда обитания животных и растений влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не любовался растениями и не ухаживал бы за ними.
Дошкольное детство – очень важный период познания окружающего мира. Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о растениях, животных, насекомых и птицах ближайшего окружения. Это говорит о том, что дети просто не знают другого мира природы, как и не знают источники этих знаний. Понимая это, я решила «открыть» для ребят такой источник знаний, как энциклопедия и познакомить моих воспитанников с необычными обитателями мира растений и животных.
В начале проекта мы с родителями подготовили подборку наиболее интересных экземпляров энциклопедий о природе. Как только дети увидели новые книги в группе, у них появилосьмного вопросов, ответы на которые мы вместе искали в книгах писателей-натуралистов, в художественной литературе, в журналах и энциклопедиях. Эти ответы ребята так же искали совместно с родителями дома. В ходе проекта мы с ребятами познакомились с некоторыми животными и растениями «рекордсменами», узнали много нового о жизни живых существ в воде, под землёй и в воздухе. Ребята рисовали и лепили различных животных и растения, а так же приняли участие в фантастической выставке «Несуществующее животное». В завершении проекта, я предложила ребятам принять участие в теле передаче «Очевидное-невероятное» с сообщениями о необычных животных и растениях. Каждый старался найти какой-нибудь интересный природный объект и рассказать о нём. Важность и гордость, скоторыми ребята представляли свои сообщения, трудно передать.
На протяжении всего проекта шло тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Они активно включились в поиск и подбор энциклопедий и познавательных журналов для проекта, находили необходимую детям информацию, готовили с детьми интересные сообщения. Не только мы с ребятами, но и родители «открыли» для себя заново огромный мир природы.
Цель проекта:
Расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.
Задачи:
Расширение знаний о многообразии растительного и животного мира нашей планеты, его необычных представителях;
Повышение познавательной и речевой активности дошкольников;
Развитие у детей памяти, мышления и творческого воображения;
Повышение у детей интереса к книгам, пропаганда семейного чтения;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Пополнение библиотеки группы энциклопедиями и познавательными журналами
Ожидаемые результаты:
Расширились знания о многообразии растительного и животного мира нашей планеты, его необычных представителях;
Повысилась познавательная и речевая активность дошкольников;
У детей развивается память, мышление и творческое воображение;
Повысился детский интерес к книгам, семейному чтению;
Родители активно вовлекаются в педагогический процесс ДОУ, укрепляется заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Оформление выставки творческих работ детей;
Библиотека группы пополнилась энциклопедиями и познавательными журналами, художественной литературой о природе.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
Определение участников;
Составление плана деятельности, определение ответственных;
Сотрудничество с родителями;
Подбор литературных и музыкальных произведений по теме проекта;
Подготовка цикла бесед.
2 этап – основной, организационно-практический
Консультация для родителей на тему: «Проект: Я познаю мир»,«Книга – источник знаний», «О природе из книг»
Выставка
«Наши помощники!»
НОД «Братья наши меньшие» (познание и лепка)
Знакомство с энциклопедиями, художественной литературой о природе и познавательными журналами
Пополнение литературного уголка книгами о природе; чтение и обсуждение произведений о животных и растениях; рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов
Выставка книжного материала по теме проекта
Изготовление детьми поделок «Братья наши меньшие»
НОД на тему: «Гиганты и карлики»
Цикл бесед и занятий «Во саду ли, в огороде»
Слушание музыки из серии «Звуки природы»
Аппликация «Подводные жители»
Д/и по теме «Растения и животные»
Викторина «Загадки мира природы"
П/и «Совушка», «День и ночь», «Кошки-мышки», «Эстафеты зверей» и др
Реч загадки «Отгадай, кого (что) опишу» и «Опиши то что покажу»
Подготовка детско-родительских сообщений к итоговому мероприятию
Познакомить с животными и растениями разных размеров, особенностями и местами их обитания. Расширение знаний о мире природы.
Расширение знаний об особенностях растений, их приспособлений к среде обитания. Познакомить с необычными лекарственными растениями.
Развитие слухового восприятия, расширение знаний о природе
Воспитание чувств добра, справедливости, чистоты
Закрепление и расширение знаний о растениях и животных
Повышение познавательного интереса, развитие памяти, мышления, творческого воображения
Повышение двигательной активности, закрепление знаний о повадках животных
Развитие речи, активизация словаря, развитие внимания, памяти.
Индивидуальные и групповые консультации по подготовке детских и детско-родительских сообщений
3 этап – заключительный
Выставка рисунков «Несуществующее животное»;
Выставка энциклопедий, книг и журналов по теме проекта;
Презентация детско-родительских сообщений в форме теле передачи «Очевидное-невероятное»;
Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ;
Оформление документации.
· Вид проекта : познавательно-экологический.
· Продолжительность : долгосрочный (1 год)
· Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
· Образовательные области :
познание, художественное творчество, музыка, безопасность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад №54 Киселёвского городского округа
Педагогический проект
«Я познаю мир»
Воспитатель: Сливко Оксана Фёдоровна
Участники проекта:
Дети средней группы
Родители детей
Киселёвск
2015 г.
Паспорт проекта
- Вид проекта : познавательно-экологический.
- Продолжительность : долгосрочный (1 год)
- Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
- Образовательные области :
Познание, художественное творчество, музыка, безопасность
Актуальность разработки и реализации
Педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7. Развивать творческое воображение, фантазию.
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Задачи для педагога:
- Анализ и сбор информации из различных источников.
- Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Мониторинг результатов.
Ожидаемые результаты:
Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
Формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
Развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
Активизация словарного запаса;
Расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.
Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. - август 2016 г.
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Один раз в квартал проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап .
Диагностика и подведение результатов работы.
- подведение итогов работы над проектом;
- анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
- мониторинг качества освоения материала детьми;
- открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
- презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
- Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
- Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
- Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования
- релаксация;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"
Месяц | Тема | |
Октябрь 2015 г. | Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее» | Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка |
Январь 2015 г. | Консультация « Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» | Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях |
Апрель 2016 г. | Досуг "Спешит весна. Звенит капель." | Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений. |
Июль 2016 г. | «Природа Волшебница» (итоговое) | Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы. |
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Цель |
Сентябрь | Познание. | "Песочные часы" | Выявить свойства пека и глины |
"Посадим дерево" (Наблюдение на прогулке) | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
||
Познание. | "Солнце по небу гуляет" | Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток. |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы земли. Дорожка из осенних листьев." | Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень. |
|
Октябрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Какой вода имеет цвет?" | Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ. |
"Какие бывают камни" (Наблюдение на прогулке) | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Тайны осеннего леса" | Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы. |
|
Художественное творчество. Рисование. | Образы неба "Дождь" | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя. |
|
Ноябрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Где можно найти воздух" | Обнаружить воздух в предметах |
"Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) | Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Ветер, ветер ты могуч" | Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам. |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы земли. Ковер из осенних листьев." | Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания об объектах и явлениях неживой природы осенью. |
|
Декабрь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Взаимодействие воды и снега" | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
"Нужен ли растениям зимой снег" (Опыт на прогулке) | Определить зависимость состояния растений от условий природы. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Где зимуют снежные бабы" | Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой. |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой? Краски неба." | Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой. |
|
Январь | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Волшебная рукавичка" | Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы. |
"Как согреть руки" (Опыт на прогулке) | Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Огонь - друг, огонь - враг" | Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем. |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы зимнего неба. Облака" | Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре |
|
Февраль | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Почему на небе разные звезды?" | Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах. |
"Свет вокруг нас" (Опыт на прогулке) | Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Лютень" | Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года. |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы деревьев. Ель умывается снежком". | Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге. |
|
Март | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Где быстрее?" | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед) |
"Где появятся первые проталинки" (Опыт на прогулке) | Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Спешит капель, звенит капель" | Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее. |
|
Художественное творчество. Рисование. | " Образы неба ранней весной. Красно солнышко". | Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны. |
|
Апрель | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Когда это бывает?" | Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника. |
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) | Показать детям, что для роста растения необходим свет. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Световой день" | Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы |
|
Художественное творчество. Рисование. | "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". | Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной. |
|
Май | Познание. Опытно - экспериментальная деятельность | "Какие бывают камни" | Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. |
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке) | Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду. |
||
Познание. Ознакомление с окружающим миром. | "Вода помощница" | Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. |
|
Художественное творчество. Рисование. | Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы. Природа художница". | Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами. |
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Я познаю мир” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] / А.В.Алексеев. - Ярославль: Академия развития, 2002 - с.7-16.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников[ Текст] // Дошкольная педагогика.–2007.– № 1.–С.10–12.
- Баранникова, Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании[ Текст ]/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова //Современный детский сад.–2008.–№ 4.–С.65–69.
- Безгина, Е. Не разрушать, а созидать[Текст] / Е.Безгина // Дошкольное воспитание.- 2003. - № 7. – С. 54-55.
- Богомолова, Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников [ Текст] / Н.И Богомолова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры [ Текст] / А.К Бондаренко // Дошкольное воспитание.-2005.- № 7
- Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
- Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
- Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Интернет ресурсы.
- Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
2 Основополагающий вопрос: Ребёнок на улице. Что делать? Проблемные вопросы: 1.Как вести себя в городском транспорте? 2.Зачем нужны дорожные знаки? 3.Что делать, если я потерялся? Учебные вопросы: 1. Кому надо уступать место в транспорте? 2. Нужна ли этика в транспорте? 3. Откуда взялись дорожные знаки? 4. О чём говорят дорожные знаки? 5. Кто я? 6. Кто поможет?
Аннотация проекта Познакомить детей с правилами: входить в заднюю дверь, выходить – через переднюю, детям нельзя ездить в транспорте одним без взрослых; разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; нельзя стоять у двери; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; принято уступать место пожилым людям и инвалидам. Познакомить детей с различными дорожными знаками. Ребёнок должен знать ф. и. о. своё и родителей, адрес, телефон свой, обращаться за помощью только к милиционеру, военному. 3
Ожидаемые результаты: После завершения проекта воспитанники смогут: использовать правила безопасного поведения в городском транспорте; различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно обращаться не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному. Хорошо знать домашний адрес, телефон свой и родителей. 4
Темы самостоятельных исследований: 1. Изучение правил поведения в транспорте, устройства проезжей части. 2.Подготовиться к встрече с различными жизненными ситуациями. 3. Соблюдение правил безопасного поведения на улице. Результаты представления: Презентация воспитанника. К проекту разработаны: Дидактические материалы: Карточки «Дошкольник и дорога», настольно- печатные игры, библиотечка «Школа Незнайки». Анкеты для детей. Документы по оцениванию: Таблица З-И-У Журнал участника проекта 5
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований воспитанников), Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 3 занятия. Выбор творческого названия проекта (совместно с воспитанниками) – 1 занятие. Обсуждение плана работы с воспитанниками в группе – 2 занятия. Обсуждение с воспитанниками возможных источников информации – 1 занятие. Самостоятельная работа воспитанников по обсуждению задания каждого в группе – 1 месяц. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 6 месяцев. Подготовка воспитанниками презентации по отчету о проделанной работе – 1 месяц. Защита полученных результатов и выводов – ролевая игра в виде конференции. 6
Информационные ресурсы: 7 1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» 2.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина 3. и дорога&img_url=rweek.ru%2Fup%2Fnews%2Fimg%2FeBuwFQ7s5Nu6e57nzAywnv3l и дорога&stype=simage&img_url=woman-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800whttp://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=дети&img_url=andybraner.typ epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800w 6. house.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F _ _5.jp
Организация: ЯОСШИ №14
Населенный пункт: г. Ясиноватая
Человек всегда стремился познать мир, иметь достоверные знания обо всем, что его окружает. А для ребенка мир – это загадка, но он чувствует, что все можно понять, не смотря на сложность и многообразие окружающей среды. Ребенок с детства пытается разгадать тайны, познать неизведанный мир, потому что потребность в познании дана человеку от природы. Познание, конечно, зависит от самого ребенка, но управляет этим процессом в начальных классах учитель.
- 2017-2018 учебном году мы работали над проектом: «Я познаю мир». Это практико-значимый долгосрочный проект, цель которого - открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность . Формы реализации и создание продукта совместной деятельности позволили детям познать себя, людей, живущих рядом, родной край. Поняли, как важно научиться любить и беречь природу, любить Родину, близких людей, а также жить в мире с собой и другими.
На сегодняшний день не существует точного определения проектной деятельности. В широком смысле под проектом можно рассматривать любую самостоятельную работу учащихся в рамках расширения знаний: от реферата до театральной постановки. В более узком смысле, школьный проект должен быть направлен на решение определенной проблемы, достижение заранее обозначенного результата, формирование профессионально-значимых умений.
Н.Г. Алексеев определил проектную работу учащихся, как тип инновационной деятельности, включающий выделение и анализ ситуации, постановку проблемы, выдвижение креативной идеи, выстраивание кооперации с другими участниками ситуации для реализации замысла, проведение рефлексии осуществляемой деятельности, коммуникации и взаимодействия.
М.Ю. Бухарский под проектной деятельностью понимал развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся через самостоятельную работу, умение сформулировать проблему и достижение результата.
Анализируя разные определения проектной работы, можно выделить несколько общих черт: проектная работа носит практический характер, невозможна без определения проблемы и постановки цели, включает в себя самостоятельный поиск информации, развивает творческий потенциал. Исследовательская работа невозможна без предварительного планирования.
Существует несколько видов проектной работы:
- Исследовательские проекты – ориентированы на доказательство или опровержение какой-либо теории, гипотезы.
- Игровые/ролевые проекты – направлены на презентацию публике своего опыта в решении проблемы. Чаще всего находят свое отображение в виде мероприятий: викторин, игр, состязаний. Важны с точки зрения развития групповой коммуникации.
- Информационные проекты – ориентированы на сбор, анализ и систематизацию информации об объекте или явлении.
- Творческие проекты – ориентированы на привлечение внимания к проблеме проекта. Целью подобной исследовательской деятельности является получение обратной связи от публики.
- Практико-ориентированные проекты – направлены на решение определенной задачи: создание учебного пособия, модели, написание и оформление памятки, рекомендации.
Отдельно следует отметить, изменение роли педагога при использовании проектного метода обучения. Учитель из наставника и ментора превращается в консультанта и партнера.
Этапы работы над проектом:
Подготовка – выбор темы и определение цели проекта.
Планирование – поиск источников информации, выбор формы проекта, распределение заданий внутри группы.
Исследование – сбор, анализ и оформление полученной информации. Путь от определения проблемы до ее решения.
Вывод – формулирование выводов, определение практической значимости работы.
Презентация/защита – представление проекта публике или учителю, самоанализ результатов.
Фазы проектной работы:
- Проблематизация – формулирование проблемы проекта, формирование мотивации учащегося.
- Целеполагание – выявление цели проекта исходя из тематики и проблемы работы, оформление образа желаемого результата.
- Планирование – определение шагов для достижения цели и решения проблемы, появление плана работы, оценка имеющихся ресурсов.
- Реализация – осуществление планирования, материализация проекта.
- Самооценка и рефлексия – сравнение замысла и результата, определение минусов и плюсов работы.
Суммируя все вышесказанное, делаем выводы:
Проектная работа в педагогике – это многоступенчатая деятельность, которая осуществляется одним или группой учащихся для достижения конкретной цели;
Во время исследовательской деятельности учащиеся получают навыки и знания, которые позволяют им развивать критическое мышление, решать проблемы, реагировать на вызовы окружающей действительности, сотрудничать с другими людьми, задавать вопросы, искать ресурсы и применять информацию;
Обучение на основе проектов – это стратегия взаимодействия, которая может принести ощутимые результаты на практике, создать переход от «понимания» к «применению» - от анализа к решению проблемы.
Долгие годы обучение было направлено на донесение и усвоение информации, развитие понятийного аппарата. Сейчас на первый план выходит процесс обучения навыкам, а не теории.
Однако, только синтез двух подходов – практического и традиционного – позволит достичь положительных результатов, раскрыть потенциал ребенка. И чем раньше будут внедряться разные стратегии обучения, тем проще будет учащимся ориентироваться в современном мире, действовать на основе полученных знаний и применять их в будущей профессии или на бытовом уровне.
Таким образом, образовательный процесс в условиях современного информационного общества невозможен без проектного метода обучения. При этом проект лишь дополняет существующую систему, помогая обучающимся реализовать на практике знания, полученные традиционным способом, выступает средством интеграции, дифференциации и гуманизации образовательной системы.
Проект «Я познаю мир» можно использовать как план воспитательной работы для учащихся 3-4 классов.
Цель проекта: Открыть возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром через совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования навыков рефлексивной деятельности, стимулировать к познанию собственного Я.
- Формировать потребность в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков конструктивного общения.
- Формировать у детей и взрослых определенные системы природоведческих знаний.
- Воспитывать в каждом ребенке социально-активную личность.
- Привлечь родителей как непосредственных участников проекта.
Проект состоит из четырех подпроектов.
Познаю:
- себя;
- край, в котором я живу;
- людей, живущих рядом со мной;
- мир добрых дел.
Участники проекта : педагог, учащиеся 4 класса, родители, психолог.
Формы реализации проекта :
Активные формы обучения с детьми:ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, работа в исследовательской группе, решение проблемной ситуации, викторины, дидактические и сюжетно-ролевые игры, презентации;
Взаимодействие с родителями: тематические консультации, анкетирование, родительское собрание, презентация;
Практические занятия с психологом (с элементами тренинга).
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательная;игровая; коммуникативная; изобразительная.
Продукт совместной деятельности :
Экспозиция совместных работ педагогов,детей родителей;
Видеоролики по теме проекта;
Интернет- альбом « Листая страницы проекта»;
Кормушки, изготовленные учащимися;
Цветы, кустарники, деревья;
Листовки « Покормите птиц зимой»;
Поздравительные открытки;
Презентация проекта « Я познаю мир»
Познаю себя
сентябрь |
«Мы все такие разные» |
сентябрь |
« Несколько слов обо мне» (диагностический видеоролик) |
сентябрь |
« Вот какой я ребенок» |
сентябрь |
« По секрету всему свету» (синквейн « я о себе», «родители обо мне») |
сентябрь |
« Мир моих увлечений» |
сентябрь-октябрь |
Практические занятия с психологом (с элементами тренинга)
|
Край, в котором я живу
Я отвечу на вопросы:
1.Где мой родной край?
2.Какая форма земной поверхности?
3. Какие водоемы дают воду?
4.Какие растения украшают мой край?
5.Как защитить растения?
6.Каких животных можно встретить?
7.Как люди заботятся о животных?
8. Какие культурные растения выращивают?
9.Чем славится мой родной край?
Людей, живущих рядом со мной
Мир добрых дел
сентябрь |
«Для чего человеку сердце» (диагностическая творческая работа) |
сентябрь-апрель |
« Мои добрые дела» |
сентябрь, декабрь, март |
Акция «Протяни руку ближнему» (изготовление поздравительных открыток для учителей-ветеранов нашей школы) |
декабрь-март |
Акция « Поможем птицам пережить зиму» Заготовка корма для птиц; Изготовление кормушек; Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»; Подкормка и наблюдение за птицами. |
октябрь, апрель |
Акция «Посади цветок кустарник, дерево» (высадка растений на территории школы). |
Работая над проектом, учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако, не стоит останавливаться на достигнутом. Наоборот, ребенок должен находиться в постоянном процессе развития и познания мира. Этот процесс непрерывен и неисчерпаем.
Список литературы:
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.
Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Тугутчаан»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Анабарский улус, с. Саскылах
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Стремление ребенка к самостоятельному исследованию, потребность в познании окружающего мира – одна из самых первых потребностей, появляющихся у человека буквально с самого рождения. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, торопясь как можно больше увидеть, услышать и почувствовать. Ребенок не только стремится к познанию, но исполняет различные варианты поиска ответа на возникший вопрос. Многие психологи и педагоги отличают важность исследовательского поведения в плане развития и, в особенности, саморазвития личности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? как? зачем? что будет? если?), почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Совершать первые детские открытия помогают родители и воспитатели. Они помогают при выборе тем, оформлении, обеспечивают материалом. В процессе исследовательской деятельности дошкольники учатся: определить тему, принимать и ставить цель, видеть и выделять проблему, решать проблемы, анализировать объект и явления, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы.
Процесс познания – творческий процесс, а наша задача состоит в том, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и создать необходимые условия. Обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников, формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление последовательность передачи, раскрытия темы), развивать умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.
Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, речи.
Обучение детей навыкам исследовательской деятельности;
Повышение уровня познавательной активности детей;
Развитие коммуникативных и творческих навыков;
Развитие связной речи.
Исследовательская деятельность в нашем детском саду №1 «Тугутчаан» с. СаскылахАнабарского улуса давно вошла в систему работы с детьми, и мы считаем, что накоплен не малый опыт. Так, с 2007 года проводится мини-конференция «Я познаю мир». В данной конференции принимают участие дети старшей и подготовительной группы. Каждый год мини-конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков творческого и исследовательского поведения, развития творческих иисследовательских способностей.
Защита проектов проводится в форме презентации, проведения опыта и защиты исследовательских работ используя разные приемы и формы. Из года в год темы исследовательских работ детей расширяется.Участники выбирают тему по своим интересам.
Проведение данной работы формирует у детей старшего дошкольного возраста представления о проектной деятельности, как ведущем способе развития познавательной активности.
Нужно отметить, что участники проекта не останавливают исследовательскую работу, а продолжают свою работу дальше в школе. Так, например воспитанница подготовительной группы Николаева Полина, в 2008 году защитила работу «Якутская лошадь». В 2009 году, поступив в 1 класс, продолжила исследовательскую работу по данной теме и получила диплом I степени в номинации «Обладающий ораторским даром»; она же, в 2010 году, стала дипломантом II степени защитив тему «Развитие творческих способностей через любовь к якутской лошади».
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности старшего дошкольного возраста является:
Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире;
Систематизирование информации черезлогические операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение);
Стремление к дальнейшему изучению выбранной темы.
Таким образом, проектная деятельность развивает познавательную активность ребенка: дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные замыслы. Дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.